Швейцария: Gripen против Rafale

Вот мы и подошли к последней черте, которая отделяет нас от объявления результатов тендера на закупку самолета, который заменит истребители F-5, с помощью которого наши ВВС получат всепогодный истребитель, способный укрепить ПВО, а в длительной перспективе позволит обеспечить вывод из эксплуатации F/A-18, рассуждает Паскаль — ведущий авиационного блога швейцарского портала 24heures.ch. Согласно последним законодательным инициативам палаты представителей в Берне армия получит 5 млрд франков и будет сокращена до 100 тыс. человек. Возможный референдум по поводу закупки новых истребителей со стороны левых партий должен состояться в 2014 г., тендерные предложения все трех кандидатов будут действительны до конца года, а министр обороны требует их переработать.

На сегодня очевидно, что один из кандидатов — истребитель Eurofighter — имеет небольшие шансы из-за своей цены. Разве что произойдет чудо и концерн EADS предложит цену, которая может устроить швейцарское министерство финансов, полагает блогер. Жаль, ведь предложения по офсетной программе были наилучшими и достигали 8 млрд франков.

Таким образом, ноздря в ноздрю к финалу выходят два соперника. Ниже приведен подготовленный Паскалем обзор достоинств и недостатков каждого из претендентов: Gripen и Rafale.

Шведское предложение Gripen

Значительное число характеристик Gripen определяется его прошивкой. Модернизация, таким образом, может осуществляться на программном уровне, без существенного вмешательства в конструкцию. Принятое недавно шведским правительством формальное решение подтверждает, что Gripen будет и дальше совершенствоваться, оставаясь на вооружении шведских ВВС как минимум до 2040 г. Основаниями для такого решения стала простота и доступность реализации новых опций, а также умеренная стоимость обслуживания, эксплуатации и всего жизненного цикла в целом.

Модификация, предлагаемая Швейцарии, аналогична той, что стоит на вооружении шведских ВВС — это значит, что все улучшения и модификации на протяжении всего жизненного цикла будут естественным образом доступны и для Швейцарии. Gripen отвечает текущим и перспективным требованиям швейцарских ВВС, а используемый на нем модульный подход позволяет обеспечивать постоянную модернизацию в условиях относительно низких рисков и умеренной стоимости.

Модификация, предложенная на швейцарский тендер, включает в себя ряд систем нового поколения, таких как РЛС с АФАР ES-05 Raven, новую систему спутниковой связи, оптико-электронную систему обнаружения пусков ракет.

Швеция предлагает Швейцарии программу сотрудничества в вопросе создания склада запчастей, что может обеспечить значительную экономию расходов на хранение и обслуживание. Кроме того, на Gripen установлены самые совершенные системы обмена данными, что гарантирует активное взаимодействие с уже существующими швейцарскими истребителями F/A-18 и системой контроля воздушного пространства FLORAKO.

При сравнении с конкурентами стоимость закупки Gripen оказывается намного ниже. На те же деньги к нему можно закупить больше опций. Кроме того, стоимость эксплуатации составляет лишь четверть таковой конкурентов, что объясняется следующими факторами:

• Важные преимущества в части обслуживания и расхода топлива за счет эффективной концепции однодвигательного самолета;

• Меньшее число обслуживающего персонала;

• Размеры Gripen сопоставимы с F-5 Tiger, что позволяет использовать имеющуюся инфраструктуру;

• Относительно длительный период между плановыми осмотрами;

• Относительно невысокие затраты времени на ремонт;

• Нововведения в больше степени лежат в области программного обеспечения, и вызывают небольшие модификации конструкции.

Французское предложение с Rafale

Перед лицом постоянной эволюции различных угроз только самолет, оснащенный РЛС с АФАР, эффективной системой визуальной идентификации, совершенным бортовым комплексом обороны, имеющий большую продолжительность полета, может при любом развитии событий гарантировать господство в воздухе.

Модификация Rafale, которая предлагается на тендер, относится к стандарту 04Т. На ней установлена оптическая станция фронтального обзора, система обмена данными Link16, РЛС с АФАР RBE2-AA и бортовым комплексом обороны SPECTRA.

Rafale задумывался в качестве замены семи другим самолетам французских ВВС и призван выполнять все задачи, стоявшие перед этими самолетами: борьба за господство в воздухе, ПВО, разведка, удары по наземным и морским целям.

Офсетная программа, которую предлагает Франция, включает НИОКР по Rafale совместно с такими компаниями, как Dassault Aviation, Snecma, Thales и MBDA. Кроме того, швейцарскую промышленность предлагают вовлечь в программы производства гражданских авиационных двигателей CFM-56, а также производство бизнес-джетов Falcon. Франция гарантирует возврат средств в размере 6 млрд долл.

Зимой и летом истребители Rafale могут утром взлететь со швейцарского аэродрома, за 30 минут долететь до полигона, приземлиться на французской авиабазе, после обеда сделать второй вылет на полигон, а затем отправиться на свою базу.

Кроме того, близость двух стран дает возможность обмена техническими специалистами и их обучения без опасения отвлекать их на долгий срок. Rafale предлагает высокий уровень технологий, который дает возможность каждому технику оттачивать навыки в условиях упрощенного обслуживания: без вывода из эксплуатации на долгий срок и с четкой, быстрой диагностикой неполадок, что уменьшает количество необходимого аэродромного контрольного оборудования.

Этот подход дает гибкость в использовании обслуживающего персонала, необходимую при швейцарском механизме комплектования ВС, где персонал имеется только в течение короткого периода непосредственного участия в работе и прохождения необходимой подготовки.

Общие черты

Saab и Dasasult Aviation остро нуждаются в этом контракте, так как производство самолетов замедляется. Представляется возможным быстро получить первые самолеты в ожидании начала производства в Швейцарии.

Все что касается вопросов сотрудничества в обучении и совместной стратегии, обе страны дают примерно один и тот же ответ:

• Совместное обучение летчиков и использование полигонов;

• Совместное обслуживание боевых самолетов;

• Совместное использование тренажеров;

• Массовая закупка вооружений;

• В обоих случаях Швейцария и ее промышленность становятся партнерами в разработке будущих модификаций самолета.

Сильные и слабые стороны

Gripen

Шведский истребитель предлагает лучшее соотношение закупочной цены и стоимости обслуживания, а также отлично отвечает бюджетным ограничениям, наложенным парламентом. Его интеграция с швейцарской инфраструктурой будет легкой. Истребитель может применять разнообразные ракеты. Однако нет уверенности в том, что РЛС с АФАР будет доступна к 2015-2018 г., а масштаб шведского офсетного предложения более скромный.

Rafale

Французский истребитель уже имеет работоспособную РЛС с АФАР и отличается высоким техническим уровнем. Офсетные промышленные программы очень привлекательны и гарантируют инвестиции в швейцарскую промышленность в размере 6 млрд франков. Но его стоимость может выйти за пределы, одобренные парламентариями.

Выводы

Бюджет, утвержденный Берном, позволяет произвести реорганизацию армии, но может ограничить выбор по вопросу боевого самолета, таким образом, следует рассчитывать на то, что один второй претендент может дать положительный ответ по вопросу фиксированной цены, что сделает выбор безальтернативным. Кроме этого возникают более широкие перспективы как в области потенциала самолета, так и будущего швейцарской авиационной промышленности и ее контрагентов.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Теги: ,